В последнее время на рынке туристических услуг наметился определенный спад потребительского спроса на турпутевки. И особенно ярко эта тенденция проявляется в последние недели. Об этом сообщила Майя Ломидзе, исполнительный директор авторитетной в сфере отечественного туризма Ассоциации туроператоров России.
В частности, такое положение дел, по мнению Майи Ломидзе, во многом связано с падением курса отечественной валюты по сравнению с долларом и евро. Ведь только с середины июля 2015 г. по настоящее время американский доллар подорожал на двадцать процентов, а евро на тринадцать.
В результате, как можно было и предвидеть, количество проданных турпутевок сократилось в среднем на двадцать-тридцать процентов, в сравнении с аналогичным показателем 2014 г.
Как показывает предварительная статистика, экономический спад в стране практически не коснулся повышенного уровня спроса отечественных отпускников на отдых на популярных курортах Египта.
А вот количество поездок туристов в иные страны значительно сократилось. Людей пугают значительные колебания курса и, как результат, реализация путевок в турагентствах была фактически остановлена. Об этом говорит представитель Российского союза туриндустрии И.Тюрина.
В начале августа текущего года бронирование путевок в популярной системе Amadeus осуществляется за курсом около 65 рублей за американский доллар. Хотя еще в начале сезона этот показатель не превышал 56 рублей.
Факт есть факт, на рынке туристических услуг произошел обвал спроса фактически по всем направлениям. В данный момент объем всех продаж держится на уровне около 30% от прошлогоднего показателя. Это подтверждает президент Ассоциации туристических агентств А.Гаврилов. Однако, как надеется Андрей Гаврилов, все же существует ожидание на скорые позитивные изменения.
Что же касается спроса на отдых внутри страны, то и здесь колебания курса дали о себе знать. Ранее упомянутая нами Майя Ламидзе (Ассоциация туроператоров России) не исключает фактор негативного влияния обменного курса валют и здесь. На данный момент наблюдается существенно меньшее количество забронированных путевок на отечественные курорты. К тому же, продажи осуществляются, как говорится, непосредственно «с колес», перед самым выездом на отдых. А вот тенденции приобретения путевок заранее (за несколько месяцев вперед) уже нет.
Свой прогноз на некоторый спад спроса на отечественном туристическом рынке дает гендиректор известного туроператора «Алеан» Илья Уманский. По его словам сейчас ажиотажа на путевки, как это было совсем недавно – весной 2015 г., ожидать не приходится. Но и обрушения туриндустрии не будет.
Если посмотреть на тенденцию развития рынка туристической индустрии за последнее время, то можно с уверенностью сказать, что толчок к его ослаблению дал фактор банкротства крупных туроператоров летом 2014 г. Также сказалась и девальвация рубля. Только за один прошедший год котировка доллара на внутреннем рынке подскочила чуть больше 70%, а евро на 40 %.
Неблагоприятный для туризма 2014 год запомнился значительным сокращением спроса на все виды туры. Этот показатель почти достиг уровня 70%.
По предварительным итогам I квартала 2015 года количество организованно выехавших туристов сократилось на 40 процентов. На этом фоне несколько странно выглядит цифра роста на 30% количества туристов, отдыхающих на внутреннем рынке, о чем неоднократно заявлял Олег Сафонов, глава Ростуризма. Но пока практика говорит об обратном.
Как отмечают отечественные туроператоры некоторое увеличение количество желающих приобрести путевки на курорты Крыма и Краснодарского края, является всего лишь перераспределением части отдыхающих, которые ранее традиционно выбирали отдых за рубежом.
Кстати, если говорить о Краснодарском крае, то здесь можно говорить о факторе спроса лишь на путевки в Сочи. В других, соседних с Сочи, регионах показатель спада продаж турпутевок составляет от 20 до 50%.
Если в прошлые годы наблюдалась тенденция ежегодного роста рынка туристических услуг на 5 процентов, то на сегодняшний день можно лишь констатировать факт стагнации и существенного упадка спроса на все виды туристических предложений.